Конференция "Декаданс в Европе: слова и вещи", 9 апреля 2014
До 9 апреля принимаются заявки на III Международную конференцию по компаративным исследованиям национальных языков и культур «Декаданс в Европе: слова и вещи».
Заявку на участие в конференции, включая тему и аннотацию доклада (до 0,5 с.), сведения об авторе (должность, степень, основные публикации) с библиографией, как минимум, двух работ, соответствующих проблематике конференции, просьба направлять на электронный адрес руководителя проекта С.Л.Фокина (serge.fokine@yandex.ru), который перенаправит ее двум экспертам научного комитета.
График подготовки и реализации проекта
- 20 февраля – объявление о начале приема заявок
- 10 апреля – объявление о включении заявки в предварительную программу
- 15 апреля – формирование окончательной программы конференции
- 27-29 мая – конференция (ул.Галерная, 58-60)
Каждый участник конференции обязуется представить текст доклада для публикации в коллективной монографии и, в случае необходимости, доработать его в соответствии с рекомендациями научного комитета. Выход коллективной монографии планируется на 2015 год.
Конференция проводится под эгидой Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции, образованной в 2004 году, научным советом «История мировой культуры» при президиуме Российской академии наук.
Научный комитет
- Сергей Фокин, доктор филологических наук, заведующий. кафедрой романских языков и перевода Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета, профессор Факультета свободных искусств и наук СПбГУ (научный руководитель проекта)
- Андрей Аствацатуров, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур Филологического факультета СПбГУ, доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ
- Федор Двинятин, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Филологического факультета СПбГУ, доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ
- Алексей Жеребин, доктор филологических наук, заведующий кафедрой зарубежной литературы РГПУ имени А.И.Герцена
- Лариса Полубояринова, доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежных литератур Филологического факультета СПбГУ
- Дмитрий Токарев, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский дом)
- Елена Гальцова, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литература РАН, профессор Российского гуманитарного университета
- Денис Иоффе, преподаватель-исследователь Гентского университета (Бельгия)
- Корнелия Ичин, профессор Филологического факультета Белградского университета (Сербия)
Идея
Главная научная цель конференции заключается в опыте объединения усилий отечественных и зарубежных специалистов в области сравнительного изучения языков, культур и литератур для решения ряда актуальных задач по разработке новейших подходов и пересмотру существующих трактовок такого проблемного понятия современных гуманитарных наук и искусствоведения, как «Декаданс». В первую очередь, проект нацелен на задачу последовательного рассмотрение исторической генеалогии понятия в литературной жизни Великобритании, Германии, России, Франции во второй половине XIX – начале XX века, когда наблюдается особенно активная разработка проблематики декаданса в литературной практике и критической рефлексии, тесно связанная в национальных литературах с утверждением имперского сознания, а также с проблематизацией идеи Европы.
В этой перспективе важно сосредоточиться, прежде всего, именно на «словах», через которые культура декаданса искала себя – с одной стороны, в негативных или просто оценочных отражениях академической или моралистической критики, тогда как с другой стороны, в творческой практике писателей, поэтов, философов и художников, увидевших в декадансе или том, что так именовалось, не спад творческой воли, а, наоборот, новый метод или способ противостояния буржуазному образу жизни и человеку экономическому как таковому, основанным на культе благосостояния, здорового образа жизни, нормы и пользы, характеризующим современное капиталистическое общество. При этом необходимо установить не только семантику различных словоупотреблений декаданса, фиксируемых в различных национальных культурах и литературах, но и отношения интеллектуального понятия к становлению таких позитивных наук, как медицина, психиатрия и психопатология. Здесь важно понять, как «слова» декаданса, которыми именовалась новаторская литературная или художественная практика, реально соотносились с «вещами» декаданса, то есть с радикальными начинаниями и свершениями писателей, мыслителей, художников, выделенных или выведенных в разряд «декадентов».
Во вторую очередь, перед участниками проекта ставится задача рассмотреть понятие декаданса в свете отношений литературы и искусства с различными фигурами власти – начиная с государственных, правовых и судебных институтов и кончая университетской наукой и собственно литературным полем, где контр-декаданс утверждался не только в моралистических обвинениях, оценках, суждениях, но и через судебные преследования произведений или художников, обвиняемых в покушении на нравственные устои общества («Госпожа Бовари» или «Цветы Зла»). Речь идет в этом отношении об истории не только конкретных судебных «дел», через которые власть более чем болезненно реагировала на то, что представлялось упадком, разложением и разрушением литературы, но и целой системы государственной и общественной контр-культуры и контр-литературы, включающей в себя институты цензуры, рецензирования, редактуры или университетской науки, через которые властные инстанции как будто убеждали себя в собственном здоровье, во всяком случае, стремились к установлению режима идеального здоровья, как будто предписанному всякому имперскому сознанию. Вместе с тем, здесь важно попытаться понять, как культура декаданса передавалась из одной национальной литературы в другую («национальные модели декаданса»), как, с другой стороны, внутри национальной литературы имена «декаданса» или «декадентов» входили в критический дискурс, посредством которого одни силы литературного поля пытались отделить себя от других; наконец, небезынтересно в этом плане сосуществование и взаимодействие слов «декаданса» с другими литературными понятиями, через которые пыталась понять себя литература того времени: «символизм», «акмеизм», «авангард», «советская литература» и т.п.
Третья задача планируемого научного мероприятия является институциональной и призвана содействовать вовлечению в научную работу молодых исследователей: в этом плане в научном коллективе проекта представляется целесообразным объединить не только признанных специалистов-компаративистов, но и начинающих ученых уровня аспирантуры (европейской докторантуры) или магистратуры, чьи заявки на участие будут проходить институционально независимую экспертизу членов научного комитета проекта.
Версия для печати

